pustoshit (pustoshit) wrote,
pustoshit
pustoshit

  • Music:

Презентация «Явления смыслов» Алексея Лапшина

14 апреля в библиотеке им. Ф.М. Достоевского прошла презентация новой книги Алексея Лапшина «Явление смыслов». В сущности, это была не одна презентация, а две. На первой автор с серьезным видом отвечал на серьезные вопросы. На второй - его издатели в лице Вадима Климова и Веры Крачек цинично глумились над жизнью и собой.

Как правильно заметила Лолита Цария, Лапшин – честный неангажированный молодой нонконформист, настолько несговорчивый, что ему вряд ли удастся найти издателя. К счастью, специально для таких авторов существует проект «Опустошитель».

Вадим Климов рассказал, как образовались журнал и издательство. Все началось в далеком 1969-м году. Еще начинающий тогда писатель Сэмюэль Беккет получил Нобелевскую премию за блестящее эссе «Опустошитель». Это единственная премия, присужденная Нобелевским комитетом за еще ненаписанное произведение. Как известно, «Опустошитель» был закончен два года спустя.

Но внушительной суммой, выданной Альфредом Нобелем, Беккет смог распорядиться уже в 69-м. В память о супруге изобретателя динамита ирландский абсурдист основал фонд в поддержку культурных проектов в развивающихся странах, куда отнес и Россию.

Больше двадцати лет проклятый совдеп измывался над нами, не подпуская к фонду Беккета. Казалось, Советская власть не закончится никогда. Но не тут-то было. Берлинскую стену сломали, последний генеральный секретарь СССР отправился рекламировать пиццерию, тело Ленина изъяли из Мавзолея и подарили Центру современного искусства Помпиду.

Россия осиротела, но обрела свободу. В страну хлынули западные финансы. Учителя физкультуры и труда превратились в предпринимателей, а русички и музички занялись современным искусством. Джордж Сорос швырял деньги направо и налево. Вся российская культура 90-х кормилась крошками из его кармана.

Время элегантного, но пугливого фонда Сэмюэля Беккета пришло лишь двадцать лет спустя. 90-е одарили дремучую Россию культурологическим проектом «Лимонка» под редакцией Эдуарда Лимонова. Нулевые стали десятилетием «Ультра.Культуры» Ильи Кормильцева.

«Опустошитель» галантно пропустил их вперед, чтобы под самый занавес нулевых, в мае 2010-го, выстрелить в читателей первым номером – Сумасшествие. Деньги изобретателя динамита, наконец, начали работать.

Статьи Алексея Лапшина присутствуют во всех номерах журнала. Если записать все опустошительские тексты Алексея в одну строчку, то ее концом можно дотянуться до Луны. Лестница на Луну, оплаченная Беккетом.

На презентации поклонники лестницы Лапшина интересовались самыми разными темами. Спрашивали все, что приходило в голову. Философ импровизировал, словно гроссмейстер в сеансе одновременной игры. Отвечал быстро, четко и предельно откровенно.

Как вы относитесь к войне? Плохо. Вы бы сели на философский пароход? Нет. Что вы думаете о союзе левых с мусульманами? Ничего. Читали ли вы Иммануила Канта? Да. Есть ли у вас, как философа, враги? Нет.

И так далее. Алексей никогда еще не испытывал такого единения. Казалось, еще немного и все прохожие с Чистых прудов переместятся в зал библиотеки, чтобы задать свой вопрос.

Ведущий тактично переключил внимание на издателя. Его интересовал детский сад «Последнее путешествие на край ночи»: что это за проект и как он связан с опальным олигархом Михаилом Ходорковским.

По мнению Вадима Климова де Сад есть шаг назад. Ходорковский планировал внедриться в образование, чтобы вырастить новое поколение, привив культуру потребления и либерализма, вложив западные ценности рынка и демократии.

Проект Ходорковского не увенчался успехом. Олигархом заинтересовалась репрессивная машина государства, и вместо формирования нового поколения Ходорковский отправился шить рукавицы.

Дабы не повторить его ошибку, Опустошитель решил откатиться на шаг назад и начать не со школы, а с детского сада. Тем не менее, мы намерены охватить весь жизненный цикл гражданина Российской Федерации. За де Садом последует гимназия. Потом интернат, колония, тюрьма и морг.

Мы намерены сопровождать вас до гробовой доски. Но «Последнее путешествие» завершено. Его верховное божество, Первонос, мертво. Что ждет нас после смерти бога? Этим вопросом интересовался еще Фридрих Ницше. Вся его философия посвящена поиску решения этой невыносимой задачи. Но ответа Ницше так и не нашел.

Карл Маркс пытался концептуально вычислить нового бога в феномене добавочной стоимости. Но тоже потерпел неудачу. Ницше, всю жизнь страдавший адскими головными болями, умер в психиатрической лечебнице. Карл Маркс, этот бухгалтер от философии, свалился замертво, торгуясь с цыганами.

Никто из них так и не сумел найти нового бога. Даже всесильные США не заменили бога ни долларом, ни кока-колой, ни супергероем Голливуда. Терминатор принес себя в жертву на благо человечества. Но искупил ли он наши грехи? Сомнительно.

Второго пришествия не будет. Цикл обрывается на полуслове. Гимназия Михаила Ходорковского закрыта, а сам олигарх шьет рукавицы в Сибирской колонии. После де Сада мы сразу отправляемся в морг. Бог хотел умереть, чтобы человек сам стал богом. Но человек умер вслед за ним.

Опустошитель это прозектор. На наших страницах вы находите отчет о вскрытии коллективного трупа. Нет, вы не спите, вы уже умерли. Это не во сне, а наяву вас хоронят по всем правилам хорошего вкуса. Крышка гроба заслоняет вам небо. Вы проезжаете несколько метров. А потом вы сгораете. И не попадаете никуда. Ад закрыт, а рая никогда не существовало.

Вас больше нет.

Покойтесь с миром.


Алексей Лапшин, затылок Вадима Климова и Вера Крачек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments